Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

томас дилан

Энциклопедический словарь

То́мас Дилан (Thomas) (1914-1953), уэльский поэт. Писал на английском языке. Богатая фольклорными традициями, эмоционально насыщенная поэзия в сборнике «Избранные стихи 1934-52» (1952). Автобиографическая повесть «Портрет художника - молодого пса» (1940), новеллы.

* * *

ТОМАС Дилан - ТО́МАС (Thomas) Дилан (1914-53), уэльский поэт. Писал на английском языке Богатая фольклорными традициями, эмоционально насыщенная поэзия в сборнике «Избранные стихи 1934-1952» (1952). Автобиографическая повесть «Портрет художника - молодого пса» (1940), новеллы.

* * *

ТО́МАС (Thomas) Дилан (27 октября 1914, Суонси, графство Гламорганшир - 9 ноября 1953, Нью-Йорк), уэльский (валлийский) поэт, писал на английском языке.

Биография

Томас, уроженец Уэльса, родился в семье учителя английского языка. Окончив среднюю школу, он работал репортером в местной газете. После выхода первого сборника «18 стихотворений» (1934) вел жизнь профессионального литератора, выступал с лекциями и чтением своих произведений по радио и со сцены. Известность ему принесла книга стихов и прозы «Карта любви» (1939). В годы Второй мировой войны он обрел общенациональную славу как певец жизни и созидающего начала, которую упрочило появление поэтического сборника «Смерти и входы» (1946). Томас делил время между валлийским городком Логарн, где жил с женой и детьми, и Лондоном, куда часто выезжал по литературным делам. Во время очередного турне по США он скоропостижно умер.

Валлиец по рождению и по призванию

Перу Томаса принадлежат несколько сборников стихотворений, книги новелл и эссе, автобиографический роман «Портрет художника во щенячестве» (1940), киносценарии, скетчи (см. СКЕТЧ), радиопьеса «Под сенью Молочного Леса» (опубликована в 1954). Патриот Уэльса, Томас воспринимал мир глазами своих соплеменников. Ландшафт Уэльса он сделал местом действия и полноправным участником своих фантасмагорий в стихах и прозе. Валлийской по природе была и неистовая метафоричность Томаса, страсть к гиперболе и преображению реальности. Лирик своеобразный и неповторимый, романтик по темпераменту, он существенно повлиял на англоязычную поэзию второй половины 20 века, раздвинув ее тематические границы и обновив арсенал выразительных средств. Итоговый сборник Томаса «Собрание стихотворений. 1934-1952» (1952) вобрал 89 лучших, по его мнению, произведений.

Диалектика жизни и смерти

Ведущая тема поэзии Томаса - диалектика жизни и смерти. Он стремился снять в философском плане полярность этих категорий, переводя их в измерения космические, в ту бесконечность, где пересекаются параллельные прямые и происходит «поцелуй двух полюсов при встрече». Растворяясь в образах и символах, переложенная на язык метафор универсального и вечного, смерть превращается под его пером в неизбежное, но всего лишь звено в цепочке самообновления жизни. Отсюда - сложность поэзии Томаса, которому постоянно не хватало дыхания, размера строки, глубины тропа (см. ТРОПЫ), чтобы разом втиснуть в стихотворение Вселенную - и микромир человека, вместить все в одном, а единичное расширить до всеобщего. Поэтому его стих нередко задыхается от метафор, они наползают одна на другую, ветвятся, обрастают новыми тропами, сращиваются и спрессовываются, так что стихотворение превращается в квинтэссенцию поэзии, становится «перенасыщенным» и трудным для понимания, «темным». Таковы «Баллада о длинноногой наживке», маленькие сюиты «К алтарю при свете сов», «Видение и молитва».

«Код ночи»

Поэтический мир Томаса антиномичен (см. АНТИНОМИЯ): философское осмысление жизни в смерти происходит параллельно с конкретно-чувственным переживанием смерти в жизни. Его определения человека построены на оксюморонах (см. ОКСИМОРОН): «живущий прах», «рождающее чрево жизнь источает и вгоняет в смерть». Удел человека, по Томасу, - битва со временем, утверждение обреченного и гордого буйства жизни, не желающей сдаваться смерти: «Я сон ласкал», «После похорон», «День рожденья», «Не уходи спокойно в эту ночь» и др. Жизнь и все, что служит ее приумножению и торжеству, для Томаса и есть эстетически прекрасное. Предметом поэтического изображения, осмысления и любования он часто избирает «немое изумленье плотью»- эротический опыт как тончайший инструмент освоения человеком мира, «код ночи» - соитие как залог непрерываемости жизни. Томас смело и по-возрожденчески раскованно обращается к образам «материально-телесного низа» (термин М. М. Бахтина (см. БАХТИН Михаил Михайлович)), «физиологическим» метафорам, прозрачным уподоблениям: «Все, всех и вся слепая сила мнет», «От первой лихорадки чувств до пагубы», «Жалоба», «Свет вспыхнет там, где солнце не сияет» и др. Эти стихи с их напряженными ритмами, то ровно пульсирующими, то прерывисто взвинченными - как ритмы любовного акта, контрастируют в наследии Томаса с другими, раскрывающими состояния души, которая, зная все о смерти и «коде ночи», обретает гармонию ценой жизненного опыта и певческого труда, - «От автора», «Ферн Хилл», «Горбун в парке», «Стихи в октябре», «Зимняя сказка», «День рожденья».

Энциклопедия Кольера

ТОМАС Дилан (Thomas, Dylan)

(1914-1953), английский поэт. Родился 27 октября 1914 в Кармартеншире (Уэльс). Учился в начальной школе г.Суонси, рано обратился к творчеству. В то время как видные поэты 1930-х годов У.Х.Оден и Ст.Спенсер занимались социальными проблемами, Томас стал писать о природе человека, особенно о его бессознательном начале. 18 стихотворений (18 Poems, 1934) представляют собой сны "по Фрейду". Центральная тема Томаса - круговорот рождения и смерти. За первым сборником последовали Двадцать пять стихотворений (Twenty-Five Poems, 1936), Карта любви (Map of Love, 1939) и Смерти и выходы (Deaths and Entrances, 1946). Некоторые менее обремененные самоанализом стихотворения из сборника Смерти и выходы трактуют вопросы религии, повествуют о воздушных налетах времен войны и юности поэта. В Карту любви Томас включил также несколько сюрреалистических рассказов. Портрет художника - молодого пса (A Portrait of an Artist as a Young Dog, 1940) состоит из автобиографических зарисовок. После Второй мировой войны Томас работал на Би-Би-Си обозревателем поэзии. В США вышли следующие его книги: Мир, которым я дышу (The World I Breathe, 1942), Новые стихотворения (New Poems, 1942), Избранное (Selected Writings, 1946), В Деревенском Сне (In Country Sleep, 1952), Избранные стихотворения (Collected Poems, 1953), Под сенью Молочного Леса (Under Milk Wood, 1942) и Дилан Томас: Избранные письма (Dylan Thomas: The Collected Letters, 1986). Умер Томас в Нью-Йорке 9 ноября 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Томас Д. Стихотворения. - В кн.: Из современной английской поэзии. М., 1976 Томас Д. Избранная лирика. М., 1980 Томас Д. Под сенью Молочного Леса. - Театр, 1988, № 3 Комов Ю. И смерть не будет властна... - В мире книг, 1988, № 2

Полезные сервисы